Детская офтальмология - важный и сложный раздел офтальмологической науки и практики. Трудно переоценить современные достижения этого научного направления - одного только упоминания об оперативном лечении врожденной катаракты у детей первых месяцев жизни достаточно, чтобы низко поклониться врачам.
Напомним, что оптометрия - это наука о зрительной функции, ее измерении, оценке, коррекции и лечении. Конечно, все это не сложно выполнить у взрослых, подростков и детей школьного возраста, особенно в средней и старшей школе, если есть соответствующие знания и опыт. А как быть с дошкольниками и с совсем маленькими детьми?
Зрительная система младенца обладает определенными врожденными навыками, но все равно на первых этапах жизни ребенок учится смотреть и видеть. При этом первые два года жизни ребенка - период наиболее интенсивного развития глаз и зрения. В возрасте от 3 до 4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как у взрослого человека. Есть несколько хороших способов проверить остроту зрения малыша. Можно это сделать с помощью игры,которая называется "Лопнувшее колесо": на картинке изображены две машинки, у одной из которых колеса "целые" и изображены в форме буквы О, а у другой машинки колеса "лопнувшие" и изображены в в виде буквы С. поочередно закрывая глаза, ребенок должен увидеть у какой машинки колеса лопнули.
Ну и конечно, необходимо объективное исследование - метод скиаскопии. Что необходимо, чтобы сориентироваться, нет ли у ребенка дальнозоркости или астигматизма.
Полностью зрительный аппарат развивается к пяти годам жизни ребенка. Для объективного исследования оптического аппарата глаза помимо скиаскопии, которая, безусловно, дает возможность хорошо сориентироваться в характере рефракции (дальнозоркость, близорукость) необходимо уточнить наличие, величину и степень астигматизма. Данные скиаскопии в этом вопросе всегда требуют уточнения. Для объективного исследования рефракции существует, ка известно, два метода - рефрактометрия и офтальмометрия. Исследование на рефрактометре дает картину общей рефракции глаза, что очень информативно и полезно для исследования взрослых людей, особенно в пожилом возрасте, когда ригидность уплотнившегося хрусталика вносит свою ощутимую лепту в общую рефракцию глаза. Исследование на офтальмометре позволяет определить роговичный астигматизм глаза, что очень важно для детского возраста. астигматизм служит одной из причин развития спазма аккомодации и близорукости в детском возрасте. Между тем, детский астигматизм - явление очень распространенное.
Теперь об организационной стороне вопроса - нет сомнений, что оптический аппарат ребенка должен быть проверен в возрасте до 3 лет, особенно если есть данные, что ребенок недостаточно хорошо видит, или если у него появилось косоглазие. В обоих случаях, как правило, имеет место быть нарушение рефракции глаза - чаще всего астигматизм. При выявлении отклонения в оптическом аппарате глаза его нужно как можно скорее и как можно полнее откорригировать очковыми линзами. В противном случае мы создаем угрозу развития амблиопии. А это явление плохо поддается существующим методам лечения. в результате чего ребенок практически инвалидизируется. Лечение таких детей длительное и сложное.
Особенно детально стоит проверить ребенка перед школой. Обязательно исследование рефракции и выявление роговичного астигматизма. Любая форма не только общего, но и роговичного астигматизма, превышающего физиологическую величину, должна быть полностью исправлена очками. За физиологическую величину астигматизма принимается 0,75 дптр.
Не будем забывать так же, что современные дети растут в тесном общении с компьютером и телевизором. Есть временные нормы для провождения досуга перед телевизором и компьютером: согласно им, ребенок до 3 лет может смотреть телевизор 20 мин; в возрасте до 10 лет - 30 мин; и в 12 лет - 40 мин. Подросткам разрешается уже 1-1,5 часа при здоровом органе и отсутствии зрительных нарушений. все эти же нормы относятся и к компьютеру. И страшно то, что эти нормы вызовут улыбку у современных родителей. Но не понимание проблемы, к сожалению, возможных негативных последствий! Страдает зрение детей! Следовательно, задача врача-офтальмолога разъяснять родителям и детям правила и требования гигиены зрения, включая так же условия зрительной работы в домашних условиях.
В процессе обучения детей в школе важно проводить периодические осмотры как минимум с определением остроты зрения и состояния аккомодации. В случае ослабления аккомодативной функции или спазма аккомодации своевременное лечение способно дать очень много и сохранить ребенку полноценную зрительную функцию на последующие годы!
Литература:
"Журнал для офтальмологов и оптометристов "Глаз"" № 5 - 2014