Мобильные телефоны облегчают нам жизнь, позволяя постоянно находиться на связи, контролировать своего ребенка, помочь ему в экстренной ситуации. Однако можно ли считать нормой постоянное многочасовое сидение ребенка в социальных сетях, за компьютерными и мобильными играми? Ведь это не только приводит к потере навыков общения, ассоциальности детей, уменьшению координации их действий, но также мобильные телефоны портят зрение.
! Экранное изображение отличается от бумажного тем, что оно самосветящееся, состоит из отдельных точек (пикселей), не имеет чётких границ и относительно невысокой контрастности. Во время работы за компьютером наши глаза находятся близко к монитору. Недостаточная освещенность рабочего места и необходимость постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру и обратно только усугубляют ситуацию. Поэтому ежедневная длительная работа за компьютером может испортить зрение: привести к затуманиванию зрения, боли в области глазниц, лба, глаз при их движении и рези в них, синдрому «сухого глаза», спазму аккомодации и развитию впоследствии миопии (близорукости), прогрессированию уже имеющейся близорукости. Особенно чувствительны к такой зрительной нагрузке дети и люди с близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью! |
Как показали исследования американских ученых, риск возникновения проблем со зрением у людей, которые за компьютером проводят более 3 часов в день, составляет 90%!
Как минимизировать вредное воздействие гаджетов на зрение детей?
Самый действенный способ сохранить здоровье ребенка – ограничить время, которое он проводит перед монитором.
!Временной режим работы ребёнка за компьютером, согласно гигиеническим нормативам, составляет для детей 5-6 лет 2 раза в неделю по 10 минут, но не рекомендуется использовать ноутбуки, планшеты, электронные книги и прочее! |
Режим работы школьника за компьютером: 1-й класс — 10 минут в день, 2-4 классы — 15 минут, 5-7 классы — 20 мин, 8-9 классы — 25 мин, 10-11 классы — 30 мин, после перерыва можно продолжить занятие еще в течение 20 мин.
С какого возраста можно давать в руки детям мобильный телефон, планшет?
Малышей до 3 лет не стоит приучать к играм на мобильном телефоне, компьютере, планшете или пользоваться видео-дисплейными терминалами (гибкие устройства для ввода/вывода информации и управления ею). Мультики и фильмы им лучше смотреть на большом экране телевизора, а не на мелких экранах гаджетов.
Ребенку школьного возраста уже можно пользоваться планшетом, но все же лучше отдавать предпочтение компьютеру.
Причем стационарному, а не ноутбуку, в котором клавиатура совмещена с экраном, что не дает возможности регулировать расстояние от экрана до глаз. Помните, что работа на слишком близком расстоянии от экранов провоцирует спазм аккомодации — следите за расстоянием от глаз до экрана телефона, планшета.
Желательно, чтобы ребенок школьного возраста пользовался мобильным телефоном только при необходимости: например, для связи с родителями, когда он один посещает кружки, тренировки и прочие занятия.
Электронные книги: польза или вред?
В век цифровых технологий бумажную книгу все чаще заменяют электронной. Даже в школах в порядке эксперимента начинают использовать ее как альтернативу учебникам или громоздким произведениям классиков.
С одной стороны – удобно, в одном "девайсе" можно уместить все учебники, что сильно облегчает портфель, но с другой – электронная книга оказывает негативное влияние на зрение.
! Если выбирать между бумажной и электронной книгами, то лучше отдать предпочтение первой. И после каждых 45 мин чтения устраивать отдых на 15 мин — подвижные игры или зарядку ! |
При выборе «ридера» отдавайте предпочтение моделям, в которых используются «электронные чернила» и нет подсветки. Однако, даже технология E- ink не может в полной мере обезопасить зрение ребенка, поскольку изображение все так же состоит из множества точек и не является непрерывным.
При длительной работе с электронной книгой и компьютером у ребёнка усиливается концентрация внимания, из-за этого уменьшается число мигательных движений век, что ведет к недостаточному увлажнению глаз и развивается синдром «сухого глаза». В этом случае помогут глазные капли, замещающие слезную жидкость.
Как соблюсти баланс между использованием гаджетов и сохранением зрения ребенка?
- Рабочее место: компьютерный стол с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой высоты и угла наклона спинки.
- Если ребёнок имеет аномальную рефракцию и использует очки для постоянного ношения, то занятия на компьютере надо проводить в них.
- Не работать в сумеречных условиях за компьютером. Освещённость помещения должна составлять 300-500 Лк.
- Лампочка в настольной лампе должна иметь мощность не более 60 Ватт и лучше, если она будет теплого цвета (например, желтого).
- Следить за отсутствием на экране слепящих световых бликов.
- Через каждые 20-30 мин работы делать разминку: отводить взгляд от экрана и в течение 20-30 с смотреть вдаль.
- Лучше выбрать компьютер с жидкокристаллическим монитором с диагональю в 17-19 дюймов. У планшетов и смартфонов маленький экран.
- После занятий за компьютером и в перерывах следует делать гимнастику для глаз.
! Важно, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол, голова держится прямо, спинка стула поддерживает нижнюю часть спины, верхний край монитора находится на уровне глаз и удален от них на 60-80 см, руки свободно лежат на столе, а кисть находится на одной линии с предплечьем ! |
И самое главное – служите примером своему ребенку. Ведь как вы заставите его отказаться от планшета, если сами не выпускаете из рук гаджет и жить не можете без социальных сетей? Возможно, пришло время отложить их в сторону и выйти на улицу вместе с ребенком, прогуляться или заняться спортом? Важно быть вместе офф-лайн, а не врозь он-лайн.